Профилактика детских страхов в подготовительной группе «Гномики»

В последнее время родители все чаще обращаются с проблемой «Мой ребенок вдруг стал боятся». Неважно  чего, выключенного света, резких звуков или остаться в комнате одному. После диагностирования психологом детей в подготовительной группе выяснилось, что многие дети испытывают страх. В связи с этим воспитатель группы Малыгина Марина Сергеевна и педагог-психолог Казымова Елена Михайловна детского сада решили совместно  помочь детям справится со своими переживаниями.

В своей работе  педагоги используют разные приемы и методы – арт — терапия, терапия сказкой, чтение терапевтических сказок, а  также занятия по профилактике детских страхов.

Вот несколько примеров упражнений, которые Марина Сергеевна использует в работе в своей группе.

  1. Придумываем помощника.

Сочиняем  вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Обычно дети с восторгом рассказывают о том, что может победить страх (волшебный меч, зеркало, волшебная палочка и т.д.). Так же можно попросить ребенка придумать героя, который помогает в трудных ситуациях (ситуациях, когда возникает чувство страха).

2. Придумываем сказку.

Предлагается  ребенку придумать сказку, в которой главный персонаж чего-то боится. Пускай ребенок расскажет, что чувствует главный персонаж, какие эмоции переживает. Дается возможность ребенку высказать все мысли. Затем ребенок придумывает  «хороший конец» сказки. То есть ситуацию, в которой главный герой справляется со страхом.

3. Чтение терапевтических сказок.

Сказка в качестве особого психологического инструмента обладает несколькими чрезвычайно важными возможностями:

  • она оказывается средоточием главнейших психологических проявлений человека;
  • она метафорична;
  • она способна продолжать творческую активность человека.

4. Арт — терапии.

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Нарисуй свой страх. 

Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе бумаги. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?».

5. Выкидываем страх.

Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро. Так же можно в качестве материала использовать обычный лист бумаги. Нарисовав на нем свой страх, можно скомкать, можно разорвать на кусочки, можно аккуратно сложить и спрятать.

  Так же очень полезна игра в театр, когда сам ребенок превращается в любимого героя. Этот персонаж может попадать в страшные истории и с достоинством из них выходить. После завершения спектакля-игры должно наступить облегчение от самого факта победы над злом и его носителем.

    В настоящее время существует огромное множество методов и приемов работы со страхами. Приемы и методы, используемые в работе с детьми подготовительной группы, были выбраны с учетом интеллектуальных возможностей детей, его интеллектуальных возможностей.